Страховой случай для вклада

 

Итак, как бы этого не хотелось вкладчикам банка, да и другим клиентам, но... ступил страховой случай. Случилось, что случилось и необходимо знать, что делать в таком случае. Знание порядка действий, которые необходимо совершить вкладчику для получения страхового возмещения, поможет сберечь нервы, время и деньги, например, затраты на платные консультации, подготовку и оформление документов и т.п. На страницах раздела - "Азбука права для вкладчиков", вы узнаете всё, что положено знать вкладчику и что ему делать, когда наступил страховой случай.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СТРАХОВЫМ СЛУЧАЕМ ДЛЯ ВКЛАДА

К страховым случаям, действующее законодательство, регулирующее страхование вкладов, относит два события, наступление одного из которых является основанием для выплаты вкладчикам денежных средств - страхового возмещения по вкладу.

Это либо отзыв (аннулирование) у банка лицензии на осуществление банковских операций, после чего возможно обращение в суд с заявлением о признании этого банка банкротом или о принудительной ликвидации, либо введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Официальную информацию о факте наступления страхового случая вы сможете узнать из пресс-релиза Центрального Банка РФ, который в таких случаях в обязательном порядке публикуется на сайте ведомства или из соответствующего сообщения, размещённого на сайте Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ). Более подробно об источниках официальной информации можно прочитать здесь>>>

Ну вот, к сожалению, наступление страхового случая подтвердилось из самых официальных источников, что же делать дальше?

СРОК ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ КОМПЕНСАЦИИ ПО ВКЛАДУ

Итак вы узнали о том, что наступил страховой случай, нашли официальное подтверждение этой информации и готовы действовать дальше, чтобы вернуть так неудачно вложенные денежные средства.

Сразу отметим, что торопиться не стоит. Времени, для того чтобы обратиться за получением страхового возмещения - вагон и маленькая тележка. Имеется ввиду, что не надо сломя голову, свистать всех наверх, бросать всё и заниматься исключительно вопросом возврата вклада из проблемного банка. Времени вполне достаточно чтобы спокойно собрать весь комплект документов, соответствующим образом их оформить и направить по нужному адресу.

Законодатель не установил точного периода, в течение которого вкладчики имеют право обратиться за получением страхового возмещения. В случаях, когда у банка отозвали лицензию, такой срок ограничен наступлением конкретного события - окончание процедуры банкротства, завершение конкурсного производства или ликвидация кредитной организации. Исходя из практики, связанной с проведением процедур принудительной ликвидации и  банкротства в отношении банков, можно сказать, что срок обращения за получением страховой выплаты исчисляется в пределах 1,5-2 лет.

Другой вид страхового случая - объявление моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Согласно требованиям действующего законодательства (ст. 189.38 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка на срок не более 3-х месяцев. Мораторий не распространяется на требования вкладчиков. Один раз банковский регулятор может продлить действия моратория на срок до трёх месяцев.

Именно в период действия моратория, то есть со дня его объявления и до дня прекращения его действия, вкладчик имеет право обратиться с заявлением о выплате страхового возмещения.

Однако, в данном случае, при истечение срока действия моратория, для вкладчика ничего не заканчивается, деньги не пропадают и не «сгорают», все обязательства банка перед вкладчиками остаются в силе. Одним из оснований завершения действия моратория является устранение причин, которые стали основанием для введения моратория. Это означает, что с банком всё Ок!, критическая ситуация исправлена и ваши правоотношения с банком по поводу вклада продолжают действовать на тех условиях, на которых они изначально и возникли.

Другое основание прекращения действия моратория - это противоположная ситуация от описанной выше. Предпринятые ЦБ РФ действия по улучшению состояния банка результатов не дали, кредитная организация подлежит ликвидации. В таком случае, после прекращения действия моратория, Банк России отзывает у кредитного учреждения банковскую лицензию. Один страховой случай (мораторий) прекращает своё действие и наступает другой страховой случай — отзыв банковской лицензии. Соответственно, право требовать выплаты страхового возмещения вкладчик утрачивает в рамках действия моратория, но такое право у него вновь возникает в связи с отзывом у банка лицензии, как и указано в пункте 16.3 Порядка выплаты возмещения по вкладам.

ОБРАЩЕНИЕ ЗА СТРАХОВЫМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ ПО ВКЛАДУ

Для получения страховой выплаты по вкладу вкладчику необходимо будет предоставить всего два документа: заполненное и подписанное заявление по специальной форме (скачать бланк) и документ, удостоверяющий личность. Если в интересах вкладчика будет действовать представитель, то ему потребуется дополнительно предъявить доверенность, выданную от имени вкладчика (скачать примерный образец), доверенность должна быть удостоверена нотариусом.

ИМЕЙТЕ ВВИДУ, ЧТО ...
В том случае, если сумма страхового возмещения составляет более 3 000 рублей, то подпись вкладчика или его представителя в заявлении должна быть нотариально удостоверена.

На практике может случиться так, что в банке отсутствует документальное подтверждение наличие обязательств банка перед вами. Тогда у вкладчика могут попросить предоставить дополнительные документы, подтверждающие факт внесения им денежных средств во вклад. К таким документам относятся договор банковского вклада, заключённый между вкладчиком и банком и приходный ордер, подтверждающий факт получения банком денежных средств.

За получением компенсационной выплаты по вкладу вправе обратиться наследники умершего вкладчика. Для этого, помимо вышеуказанных документов, наследник должен будет предъявить документ, подтверждающий право собственности на вклад или на часть вклада. Такой документ выдаётся нотариусом в производстве которого находится наследственное дело умершего вкладчика.

Документы для получения страховой выплаты по вкладу можно направить несколькими способами. В бумажной форме: посредством почтового отправления, либо лично предоставить их по месту нахождения уполномоченного на выплату страхового возмещения банка-агента. Действующими нормативными актами, регулирующими порядок выплаты страхового возмещения вкладчикам, предусмотрена возможность предоставления электронных документов, подписанных электронной подписью - пункт 6.3 Порядка выплаты возмещения по вкладам, однако данная возможность, по всей видимости, пока остается не реализованной.

Как того требует закон, вкладчику, для получения страховой выплаты, следует обращаться в Агентство по страхованию вкладов, об этом прямо указано в статье 10 Федерального закона от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Помимо Агентства выплату могут осуществлять и привлечённые на конкурсной основе банки-агенты. В таком случае документы для получения страховки можно направлять и в адрес такого банка-агента.

Самая точная и подробная информация для вкладчиков конкретного банка об условиях и сроках получения страховой выплаты, а также адрес, по которому следует обращаться для получения денежных средств и прочая полезная информация, размещается на сайте Агентства по страхованию вкладов, в разделе «Страхование вкладов», подраздел «Страховые случаи».

Если вам сложно определить в какое территориальное подразделение банка-агента вам необходимо направлять документы, знайте - по закону (пункт 1 ст. 10 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации") вы вправе обратиться с заявлением о выплате страхового возмещения по вкладу в Агентство по страхованию вкладов, почтовый адрес корпорации, по которому следует отправлять документы указан на сайте: 109240, г. Москва, ул. Высоцкого, д. 4

ПОЛУЧЕНИЕ СТРАХОВОЙ ВЫПЛАТЫ

Срок для выплаты возмещения установлен законом и составляет три рабочих дня с момента предоставления вкладчиком Агентству по страхованию вкладов всех необходимых документов (пункт 4 ст. 12 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"), при этом имейте ввиду, что с момента наступления страхового случая должно пройти не менее 14 дней.

В зависимости от выбора вкладчика страховое возмещение по вкладу может быть выдано наличными денежными средствами, если вкладчик - физическое лицо лично обращается непосредственно по месту выплаты страховки или денежная выплата может быть осуществлена в безналичной форме, путём перечисления на счёт, указанный в заявлении. Этот счёт обязательно должен быть открыт в банке, входящем в систему страхования вкладов.

Для ИПэшников, получающих страховую выплату по своему расчётному счёту возможна только безналичная выплата и тоже, только на счёт, открытый в банке - участнике системы обязательного страхования вкладов.

Из всего вышеизложенного видно, что стандартная процедура получения страховой выплаты по вкладу не является сложной и не должна вызвать особых затруднений. Собрать и оформить надлежащим образом все необходимые документы сможет каждый вкладчик.

ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Здесь приведём информацию о нормативных актах, участвующих в регулировании системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации:

1. Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

2. Правила осуществления выплаты возмещения по вкладам банком-агентом, утверждены решением Правления Государственной Корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 14.02.2011 г., протокол № 11.

3. Порядок выплаты возмещения по вкладам, утверждён решением Правления Государственная Корпорация "Агентство по страхованию вкладов" от 03.08.2006 г., протокол № 46.

Уважаемый посетитель! Если, после прочтения данной статьи у вас остались или наоборот, возникли вопросы, напишите пожалуйста ваш комментарий, задайте вопрос и мы постараемся ответить  на него максимально подробно!

Добавить комментарий

Закрыть меню